Интервью с Андреем Фиордом в июньском выпуске журнала «Собака»

Андрей Фиорд, президент и арт-директор группы компаний Andy Fiord Fashion Advertising, стал победителем премии «ТОП-50. Самые знаменитые люди Петербурга» в категории «Мода»! Каждый год журнал «Собака» проводит открытое голосование за номинантов премии «ТОП 50».

Среди них — звёзды театра и кино, представители fashion-индустрии, музыканты, писатели, бизнесмены, учёные, шоу-мены, искусствоведы, художники и спортсмены, достигшие самых громких профессиональных успехов в этом году.

В интервью для июньского номера журнала «Собака» Андрей Фиорд рассказал о карьере астронома и бизнесмена, своем увлечении модной фотографией и создании fashion-бизнеса в России.

Журнал Собака, июнь 2014 г.

Андрей Фиорд — президент Andy Fiord Fashion Advertising, последовательно побывавший ученым-астрофизиком, организатором науки, хозяином хай-тек бизнеса и модным фотографом, сумел создать эффективную фэшн-брендинговую компанию, включающую в себя и модельное агентство европейского уровня.

О карьере астронома

В десять лет мне приснился Космос и необыкновенное чувство свободы и счастья, которое я там испытываю. Проснувшись, я понял, что больше не хочу быть хулиганом, а стану астрономом. Мои первые научные публикации в серьезном американском The Astrophysical Journal вышли, когда мне было семнадцать лет, — о физике солнечных пятен. Потом я работал астрофизиком в Пулковской обсерватории, защитил кандидатскую диссертацию.

О карьере большого начальника

В возрасте двадцати шести лет я стал самым молодым в стране первым заместителем гендиректора военного космического предприятия. Пятнадцать тысяч человек работало на НПО «Электрон» над системами наблюдения из Космоса. Сейчас среди моделей ходят байки, что я, мол, линзу придумал, хотя, история создания линзы уходит в глубь тысячелетий, а с изобретением телескопа вполне справился еще в 1609 году Галилео Галилей. Все это я к тому, что тщеславие мое давно удовлетворено, сейчас могу не высиживать на модных тусовках, а работать над своим проектом.

О карьере бизнесмена

Моя компания, занимающаяся технологиями для ядерной физики и астрофизики, синтезировав достижения многих областей, разработала самую чувствительную в мире цифровую фотокамеру для телескопа с азотным криостатом. Она особенно круто фотографировала галактики, и ее приобрел Кембриджский университет.

О карьере фотографа

Свой первый снимок я сделал в тринадцать лет: к телескопу, который сам же и собрал, приделал фотоаппарат и снял Луну. Я тогда занимался в легендарной ЮАШ — Юношеской астрономической школе, даже читал лекции в Планетарии, и мне за них заплатили первые собственные деньги, на которые я купил себе фотоаппарат «Зенит». А всерьез к фотографии пришел уже вполне взрослым человеком: отошел от активного управления бизнесом, стал путешествовать, попутно делал открыточные кадры пейзажей, в том числе и любимых шхер на Ладожском озере. Зимой, когда Ладога замерзла, заскучал без своего нового хобби и начал снимать портреты. Изучил теорию живописи, купил нужные камеры, целый день мог потратить на один кадр. Но однажды решил, что, побыв ученым и бизнесменом, стану офигенным фотографом. На протяжении двух лет шесть дней в неделю по двенадцать часов в день упражнялся в студии с предметкой и светом, изучал Vogue и штырился от работ классика модной фотографии Стивена Майзела.

О фэшн-фотографии

Мой первый опыт в модной съемке — модельный тест, который мне для практики подкинул друг-фотограф. За него я получил от модели сто долларов. Было стыдно и неловко, ведь для девушки это были большие деньги. Та банкнота до сих пор висит у меня в рамочке, а своему финансовому директору я сказал, что это круче, чем вся наша годовая прибыль. Фэшн-съемка показалась мне наиболее синтетической: в ней и психология портрета, и предметка, и живопись цвета. Все, что я люблю как математик и физик по образованию: строишь систему, в которой все взаимодействует. Через шесть лет после первой картинки живописных камней Ладоги мне заказывали модные съемки глянцевые издания в диапазоне от Inflight Review до Vogue, для которого я снимал Начо Дуато. В то время никто и не знал, что я пришел в фотографию из бизнеса, я это тщательно скрывал, потому что иначе не спортивно.

Об Andy Fiord Studio

В 2010 году, даже имея кучу заказов как фотограф, я затосковал по движухе с людьми: все-таки всегда был энергичным тимбилдером. Придумал совместить новый опыт фэшн-фотографа и опыт менеджера, создав классную фотопродакшен-компанию Andy Fiord Studio. Мы прописывали процедуры, подбирали линейных продюсеров и фотографов, ассистенты сдавали мне зачеты. Сразу пришел большой проект для ИД Conde Nast — cъемки эдиториалов с нью-йоркскими фотографами на тему балета и моды. В качестве продюсера работал для российских Interview, Harper’s Bazaar, GQ, Elle. А в прошлом году сорок два процента заказов на фотопродюсирование у нас было из-за рубежа: после съемочного месяца для Burberry c локейшен в Москве, Алма-Ате, Тбилиси, Киеве, Баку, Ереване — мы тогда делали проект Art of the Trench c участием Светланы Бондарчук, Николая Ускова, Мирославы Думы и других медийных лиц — к нам теперь часто обращаются из Лондона. Патрик Демаршелье, с которым мы сделали шесть съемок за пять дней, назвал нас одной из лучших команд в мире. Сейчас я принял решение полностью отдаться этому бизнесу и создать крупную компанию полного цикла фэшн-брендинга — AFFA создает готовый рекламный продукт, начиная от концепции и заканчивая ивентами и пиаром. Мы ориентируемся на крупных корпоративных клиентов отнюдь не только из фэшн-индустрии, в нашем портфолио есть и банки, и телекоммуникационные компании, и автомобильные концерны.

О модельном бизнесе

Модельное агентство Andy Fiord Models я организовал в 2011 году, чтобы мой бренд узнали западные клиенты. В прошлом году в него влилось агентство LMA моих давних друзей, любимых и очень талантливых Сережи Луковского и Саши Нагорного. Сейчас все функционирует как фабрика: в среднем каждый день по хорошим контрактам работают за рубежом семьдесят моделей, уже в позапрошлом сезоне на европейских неделях моды у нас было сто семьдесят выходов, в каждом значимом шоу всегда присутствует одна или несколько наших моделей, в мировой топ-10 выходили Василиса Павлова и Катя Рябинкина. При этом мы единственное модельное агентство, где проводятся родительские собрания. Ревностно оберегаем своих моделей, можем, например, разорвать контракт с заказчиками-гигантами Women или IMG, если нам не нравятся условия для работы наших девочек.

О настоящем и будущем

Теперь у меня молодая, феерически энергичная команда и я погружен в развитие созданной нами группы компаний Andy Fiord Fashion Advertising. К существовавшим направлениям добавлены новые: шоу-продакшен, ивент-менеджмент, пиар и фандрайзинг. В AFFA работает три десятка сотрудников, продакшен я поселил в одном офисе со своей первой компанией, а наши модельные агентства теперь вместе в «Этажах». Команды перемешались и сложилась демократичная атмосфера в стиле фанк. Менеджмент, занимающийся разработкой астрофизического оборудования, старше меня. Мое превращение в модного Энди Фиорда и дети-модели, которые теперь вокруг, освежили и их. Я — поздний ребенок прекрасных и умных родителей, папы-военного и мамы-врача. У меня было светлое детство, и я привык, что меня очень любят. Сейчас подбираю в команду таких людей, которых могу полюбить сам. Любовь для меня главное, а возможность ее отдавать — единственный смысл жизни.

Фото: Петр Титаренко / AFFA

Текст интервью: Анастасия Павленкова